+7 (495) 981-30-03
+7 (925) 801-40-04

Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС)

ОВОС - Оценка воздействия на окружающую среду

Общественные слушания — комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учёта в процессе оценки воздействия.

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности/невозможности его осуществления. Проведение ОВОС включает в себя целый ряд мероприятий и предназначен не только для информирования общественности о состоянии экологии, но и для правильной подготовки проектов 

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе.

Классификация видов объектов, для которых необходима разработка материалов и проведение ОВОС (процедуры общественных обсуждений) и прохождение государственной экологической экспертизы

1. Объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, линейные объекты, расположенные на землях ООПТ, особые наземные объекты, включая олимпийские объекты.

2. Объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

3. Искусственные земельные участки на водных объектах.

4. Объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, линейные (Морская территория РФ: внутренние морские воды и территориальное море РФ. Территория, находящаяся под юрисдикцией РФ: исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ).

5. Иная деятельность: инженерные изыскания, морские научные исследования, рыболовство и др. (Морская территория РФ: внутренние морские воды и территориальное море РФ. Территория, находящаяся под юрисдикцией РФ: исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ).

Этапы проведения  ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду):

1. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

2. Уведомление (выпуск постановления главы местного самоуправления о проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний; публикация объявления о проведении общественных слушаний в местной, областной/республиканской/краевой и федеральной газете), предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду;

3. Организация общественной приемной минимум на 2 месяца (30 дней до проведения ОО (общественных обсуждений) или общественных слущаний) и 30 дней после ОО.

4. Проведение процедуры ОО (определение регламента ОО, выступление заинтересованных сторон, подведение итогов – определение сильных и слабых сторон материалов, выводы)

5. Подготовка протокола ОО от 7 до 10 рабочих дней

6. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду при необходимости внесения поправок по итогам ОО;

Итоговыми документами, отражающими итоги общественных слушаний, является протокол ОО и окончательный вариант материалов ОВОС по итогам проведения ОО.

Материалы ОВОС и протокол обсуждения объектов государственной экологической экспертизы (далее также – ГЭЭ) необходимо представить в составе материалов на ГЭЭ.

Обязательность проведения ОВОС и (или) участия общественности (и порядок проведения общественных слушаний) при принятии решения об осуществлении намечаемой деятельности определяется в соответствии с:

1. Ст. 42 Конституции Российской Федерации

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Ст .3 федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

Экологическая экспертиза основывается, в том числе на принципах:

- комплексности ОВОС хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

3. Ст. 3 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Хозяйственная и иная деятельность … должна осуществляться на основе следующих принципов:

- обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды (…) общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

4. П.5 ч.1 ст.2 федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5. П.2.5 Положения об ОВОС, утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения ОВОС, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение ОВОС.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Ответственность за несоблюдение требований и порядка проведения процедуры государственной экологической экспертизы

УК РФ

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

КоАП РФ

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"

Статья 31. Уголовная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.



2 тп воздух 2 тп отходы договор водопользования Здоровье планеты? В моих руках инженерно-экологические изыскания инженерно-экологические изыскания для строительства кадастр отходов лицензия на обезвреживание отходов лицензия на отходы общественные слушания ОВОС Определение класса опасности отхода определение класса опасности отходов отзывы экобезопасность оценка воздействия ПДВ пдв рв перечень мероприятий по охране окружающей среды ПНООЛР проведение ОВОС программа производственного контроля программа пэк проект ОВОС проект пдв проект СЗЗ производственный экологический контроль разработка НДС разработка ОВОС разработка пдв разработка ПНООЛР разработка проекта разработка проекта ндс разработка проекта ОВОС разработка проекта ПДВ разработка проекта пдв сброс сточных вод СЗЗ территориальная схема обращения с отходами экологическая документация экологические штрафы экологическое сопровождение