+7 (495) 981-30-03
+7 (925) 801-40-04

ПНООЛР - предельные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

ПНООЛР - проект нормативов образования отходов и лимита на их размещение

Экологическая отчетность: проект ПНООЛР

ПНООЛР. Общие сведения

При организации производства предприниматели со статусом ИП и предприятия, выступающие в роли пользователей природных ресурсов, нередко имеют дело с вредными отходами. Предприниматели, а также хозяйственные структуры, не связанных с бизнесом разрабатывают специальную проектную документацию ПНООЛР, расшифровываемую, как Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Любое предприятие, имеющее отходы производства, которые способны нанести вред природной среде и человеку наделяется статусом субъекта обращения с подобным видом отходов. Обслуживание отходов может принимать разные формы. К примеру, вредные отходы могут перевозить на дальние расстояния, организовывать ответственное хранение или подвергать специальной процедуре утилизации. Многие предприятия сталкиваются с необходимостью захоронения собственных отходов производства.

Обязанности ИП, юридических лиц, которые в силу производственной необходимости работают с опасными отходами, в части ведения соответствующей отчетности регламентируются положениями федерального законодательного акта № 89 «Об отходах производства и потребления», вступившего в действие 24 июня 1998 года.

Вредные отходы производства подлежат контролю и могут размещаться в пределах установленных лимитов.  Процедура установления лимитов регулируется с учетом действующих нормативов (критично допустимых негативных воздействий на внешнюю среду).

Порядок разработки ПНООЛР

Перед началом работы над Проектом следует изучить (принять к сведению) профессиональные рекомендации «Методических указаний» №703. Методический сборник официально утвержден 19.10. 2007 Приказом надзорного органа – Ростехнадзора.

Этапы разработки ПНООЛР:

  • Осуществление комплекса проверочных работ по выявлению (инвентаризации) мест временного хранения; полного захоронения отходов. Определению подлежат также источники их образования;
  • Непосредственная работа над проектом документации;
  • Для оперативного получения Лимитов на обслуживание отходов – требуется согласование основных положений Проекта в соответствующих надзорных инстанциях.

В период работы над проектной документацией, учитывается:

  • Экология местности;
  • Критичные нормы воздействия отходов на воздух, природные водоемы, деревья, грунт, птиц, насекомых, живые организмы;
  • Технология переработки отходов конкретного типа, разрешенная в данной отрасли.

Процесс выявления мест и источников отходов, необходимый во время разработки Проекта – кропотливый труд, предусматривающий детальную систематизацию нашими сотрудниками нужных сведений, в целях:

  • Контроля всех источников образования промышленных отходов;
  • Определение принадлежности выявленных отходов с учетом действующего Классификатора отходов;
  • Выявление точных мест нахождения опасных отходов в одном из состояний: (складируемых, пребывающих на хранении, захороненных, подвергнутых утилизации).

При ведении хозяйственной деятельности на конкретной территории РФ, объектов размещения опасных отходов у субъектов (ИП и юр. лиц) может быть несколько. Для таких ситуаций разработка ПНООЛР осуществляется по каждому объекту.

Содержание ПНООЛР

В пакет проектной документации рекомендуется включить такие разделы:

  • Раздел Первый – Аннотация.
  • Раздел Второй – Вводная часть.
  • Раздел Третий – Информационные данные по собственнику производства.
  • Раздел Четвертый – Описание процессов производства с указанием источников образования опасных отходов.
  • Раздел Пятый – описание конкретного вида отходов, его кода по ФККО.
  • Раздел Шестой – подробная характеристика опасных отходов, их физические и химические свойства (если отходов несколько).
  • Раздел Седьмой – Схематичное пояснение движения отходов в производственной цепочке.
  • Раздел Восьмой – Детальное описание мест временного хранения отходов, обоснование критичных объемов, пребывающих в месте хранения, схема (график) вывоза. 
  • Раздел Девятый – Технические возможности установок, перерабатывающих (утилизирующих) отходы, эффективность используемых технологий.
  • Раздел Десятый – Подробная информация по объектам, на которых осуществляется складирование отходов.
  • Раздел Одиннадцатый – Система контроля состояния внешней среды на тех объектах, где размещены отходы.
  • Раздел Двенадцатый – Эффективность системы противоаварийных  мер, разработанных собственником объекта (ИП или юр. лицом).
  • Раздел Тринадцатый – Наличие системы мер, снижающих вредное влияние отходов на природную среду.
  • Раздел Четырнадцатый – Новаторские идеи, касающиеся лимитов по размещению отходов.
  • Раздел Пятнадцатый – Приложения и дополнения к Проекту.

Перечень документов, необходимых для разработки тома ПНООЛР:

  • Справка по субъекту хозяйствования с указанием общих данных, кодов отчетности, сведений по лицам, ответственным по видам деятельности, за экологию, используемые производственные технологии.
  • Карта размещения цехов предприятия с привязкой к местности.
  • Схема с привязкой к местности с выделением мест размещения производственных отходов.
  • Документы на землю, удостоверяющие права собственника по размещению производственной инфраструктуры, либо договор аренды.
  • Список рабочих участков предприятия.
  • Обоснованные расчеты по расходу материальных ресурсов (на данный момент, предыдущий отчетный период и на перспективу).
  • Характеристика автопарка предприятия с описанием функциональной принадлежности каждой единицы транспортных средств, возможности ремонта и ТО.
  • Производственное оборудование и станки.
  • Документы по потребностям предприятия на воду и выводу стоков, какие субъекты коммунальных услуг обслуживает данные потребности.
  • Данные по численности наемного персонала предприятия.
  • Характеристика и детальное описание мест сбора отходов.
  • Копии договорных обязательств на предоставление специализированных услуг по утилизации отходов. После ознакомления с копиями договоров не должно возникать сомнений в легальных способах утилизации опасных отходов.
  • Ходатайство в письменном виде, получателем которого выступает Департамент Росприроднадзора по ЦФО. Суть ходатайства: рассмотрение пакета документов ПНООЛР, одобрение, получение разрешения на Лимит обслуживания отходов, что позволит добиться полноценной работы предприятия.
  • Квалификационный аттестат должностного лица хозяйствующего субъекта, отвечающего за направление экологии.
  • Утвержденный ранее проект ПНООЛР.

Согласование ПНООЛР

Пакет проектной документации передается для согласования в одно из структурных подразделений Росприроднадзора по ЦФО.

Список документов, передаваемых для согласования:

  • От имени руководящего состава хозяйствующего субъекта составляется сопроводительное письмо;
  • Лицензия хозяйственника, в виде ксерокопии, подтверждающая право обслуживать опасные отходы класса I-IV;
  • Составленный проект ПНООЛР, обосновывающий критерии работы с производственными отходами для конкретного субъекта;
  • Паспортные данные отходов класса I-IV опасности; выводы по принадлежности разных отходов по типу класса опасности, учитывающих «Критерии отнесения отходов I-IV классов опасности», если нет упоминания в ФККО.

Пакет документов передается по описи с одновременной отправкой заявителю копии заявления с указанием даты и подписью ответственного лица, принявшего документы. Территориальный орган надзорного ведомства обязан рассмотреть переданный на утверждение пакет проектной документации на протяжении месяца. Затем документация утверждается или отправляется на доработку. В случае не утверждения Проекта представитель контролирующего ведомства должен пояснить причину отказа в письменной форме.  

В следующий раз документы подаются в рамках аналогичной процедуры. Проверка нового пакета документации осуществляется в течение тридцати дней.

Конечным результатом процедуры утверждения Проекта ПНООЛР выступают уточненные Лимиты, что дает право хозяйствующему субъекту обслуживать опасные отходы на протяжении пятилетнего срока. Однако, предприятие должно ежегодно подтверждать сведения о том, что производственная деятельность не подвергалась изменению, а сырьевая база осталась та же.  

Ответственность за отсутствие ПНООЛР

Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня1998.№ 89-ФЗ Глава 7.

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.